Муфта зубчатая МЗ-19
Муфта зубчатая МЗ‑19: описание и характеристики
Назначение
Муфта МЗ‑19 предназначена для:
-
соединения соосных валов;
-
передачи крутящего момента между валами;
-
компенсации угловых, радиальных смещений и перекосов осей валов.
Область применения
Используется в тяжёлом машиностроении, энергетике, подъёмно‑транспортном оборудовании, приводах мощных редукторов и электродвигателей — там, где требуется передача очень высоких крутящих моментов при допустимых отклонениях соосности.
Соответствие стандартам
Изготавливается по:
-
ГОСТ 50895‑96;
-
ГОСТ 5006‑83;
-
техническим условиям (ТУ) заказчика (при индивидуальном заказе).
Основные технические характеристики
-
Номинальный крутящий момент: ;
-
Максимальная частота вращения: ;
-
Маховый момент: ;
-
Максимальный диаметр вала (): не более ;
-
Наружный диаметр муфты (): ;
-
Диаметр по центрам болтов (): ;
-
Межосевое расстояние болтов (): ;
-
Общая длина муфты (): ;
-
Длина посадочной части (): ;
-
Ширина зуба/паза (): ;
-
Резьба крепёжных элементов:
-
;
-
;
-
-
Масса муфты: около .
Конструкция
Муфта состоит из:
-
Двух зубчатых обойм — соединяются призонными болтами.
-
Двух зубчатых втулок — вставляются в обоймы; на них запрессовываются соединяемые валы.
-
Крышек с манжетами — устанавливаются на обоймы для защиты от загрязнений и удержания смазки.
-
Призонных болтов — обеспечивают жёсткое соединение полумуфт.
Принцип работы:
-
Зубья втулок входят в зацепление с зубьями обойм.
-
Сферическая форма зубьев втулок и боковые зазоры позволяют компенсировать:
-
угловые смещения;
-
радиальные смещения;
-
перекосы осей валов.
-
Материалы и термообработка
-
Основные детали — из высококачественных углеродистых сталей.
-
Зубья подвергаются закалке для повышения:
-
износостойкости;
-
несущей способности;
-
срока службы муфты.
-
Особенности монтажа и эксплуатации
1. Поставка
-
Муфта поставляется в разобранном виде (для удобства транспортировки и хранения).
-
Втулки — не расточены (под дальнейшую обработку по посадочному диаметру вала).
2. Подготовка к монтажу
-
Разобрать муфту.
-
Расточить втулки до требуемого диаметра вала с учётом посадок и допусков.
-
При необходимости выполнить:
-
шпоночные пазы;
-
иные элементы крепления (по чертежам заказчика).
-
3. Монтаж
-
Использовать специальные монтажные приспособления.
-
Обеспечить чистоту сопрягаемых поверхностей.
-
Контролировать соосность по центрирующим буртикам.
-
Совместить контрольные метки на зубьях обоймы и втулки.
-
Нанести смазку (например, солидол по ГОСТ 4366‑76) на сопрягаемые поверхности.
4. Обслуживание
-
Регулярно заправлять масло через специальные отверстия в торце муфты (снижает трение и износ зубьев).
-
Периодически менять масло согласно регламенту эксплуатации.
-
Проверять состояние зубьев и герметичность манжет.
Варианты исполнения
-
Стандартное (МЗ‑19) — классическая конструкция с двумя обоймами и втулками.
-
Фланцевое (МЗП‑19) — одна из обойм и втулка заменены фланцевой полумуфтой, в которую запрессовывается вал.
-
Применяется для соединения с цилиндрическими валами.
-
Упрощает монтаж в некоторых конструкциях.
-
Дополнительно: возможно изготовление по индивидуальным чертежам заказчика (нестандартные обоймы, втулки, посадочные размеры).
Условия хранения
Муфты следует хранить в закрытом вентилируемом помещении при следующих параметрах:
-
температура: от до ;
-
относительная влажность: не более при ;
-
недопустимо хранение вместе с химическими реагентами, кислотами, щелочами, аккумуляторами.
