Муфта с тормозным шкивом МУВПТ-200
Муфта упругая втулочно‑пальцевая с тормозным шкивом МУВПТ‑200: описание и характеристики
Назначение
Муфта МУВПТ‑200 предназначена для:
-
соединения соосных валов;
-
передачи крутящего момента (до 5 000 Н · м);
-
демпфирования вибраций и ударных нагрузок при пуске/торможении;
-
компенсации небольших смещений валов (осевых, радиальных, угловых);
-
торможения привода — обеспечивает остановку и фиксацию вала за счёт фрикционного контакта тормозного шкива с колодками (совместима с тормозами типа ТКГ‑200).
Соответствие стандартам
-
Изготовлена по ГОСТ 21424‑93 (базовая конструкция МУВП).
-
Тормозной узел соответствует требованиям к крановым тормозам (ТКГ).
-
Возможно изготовление по индивидуальным чертежам заказчика.
Основные технические характеристики
-
Номинальный крутящий момент (): ;
-
Максимальный тормозной момент (): до (зависит от усилия прижатия колодок тормоза ТКГ‑200);
-
Максимальная частота вращения: ();
-
Наружный диаметр муфты (): не более ;
-
Диаметр тормозного шкива (): ;
-
Диаметр вала ():
-
ряд 1: ;
-
ряд 2: ;
-
-
Общая длина муфты (), не более:
-
исполнение 1 и 3: ;
-
исполнение 2 и 4: ;
-
-
Длина полумуфты (), не более:
-
исполнение 1: ;
-
исполнение 2: ;
-
исполнение 3: ;
-
исполнение 4: ;
-
-
Количество пальцев: шт.;
-
Масса муфты: (зависит от исполнения и ряда);
-
Расточка втулок: до ;
-
Климатическое исполнение: У1, У2, У3, УХЛ‑4, Т1, Т2, Т3, О4 (по ГОСТ 15150).
Конструкция и принцип работы
Муфта состоит из:
-
Двух полумуфт (ведущей и ведомой) — фланцы из легированной стали со ступицами для посадки на валы.
-
Стальных пальцев — жёстко закреплены в ведущей полумуфте, передают крутящий момент.
-
Эластичных элементов — резиновые или полиуретановые втулки/кольца на пальцах, демпфируют удары и компенсируют смещения валов.
-
Тормозного шкива — жёстко связан с ведомой полумуфтой, служит поверхностью трения для колодок тормоза ТКГ‑200.
-
Тормозного механизма (в комплект может не входить) — колодки с фрикционными накладками и привод (механический, пневматический или гидравлический) для создания тормозного момента.
-
Крепёжных элементов (болты, гайки) — фиксируют соединение полумуфт.
Принцип работы:
-
Крутящий момент передаётся от ведущей полумуфты через пальцы с эластичными элементами на ведомую полумуфту и далее на вал.
-
При активации тормоза колодки прижимаются к шкиву, создавая тормозной момент и останавливая вал.
-
Эластичные элементы:
-
смягчают удары и колебания;
-
гасят вибрации;
-
компенсируют небольшие смещения валов;
-
обеспечивают электрическую изоляцию между валами.
-
-
Втулки и кольца взаимозаменяемы.
Варианты исполнений полумуфт (по ГОСТ)
-
Исполнение 1 — с цилиндрическими отверстиями для длинных концов валов (ГОСТ 12080‑66).
-
Исполнение 2 — с цилиндрическими отверстиями для коротких концов валов (ГОСТ 12080‑66).
-
Исполнение 3 — с коническими отверстиями для длинных концов валов (ГОСТ 12081‑72).
-
Исполнение 4 — с коническими отверстиями для коротких концов валов (ГОСТ 12081‑72).
Материалы
-
полумуфты и шкив: легированная или конструкционная сталь (например, сталь 45);
-
пальцы: высокоуглеродистая сталь (термообработанная);
-
эластичные элементы: износостойкая резина или полиуретан (твёрдость 60–75 усл. ед., прочность при разрыве ≥ 8 МПа);
-
фрикционные накладки колодок: композитные материалы (асбестовые, керамические или органические) — в зависимости от условий эксплуатации.
Условия эксплуатации
-
Диапазон температур: от до (допустимо кратковременное повышение до );
-
Режим работы: длительная эксплуатация до 24 ч/сутки с периодическими остановками и торможением;
-
Направление вращения: любое;
-
Допустимая влажность при хранении: не более при ;
-
Среда: неагрессивная, без попадания масла, топлива, растворителей на фрикционные поверхности;
-
Частота вращения: не выше .
Монтаж и обслуживание
1. Подготовка к монтажу
-
Проверить соответствие диаметров валов и ступиц муфты.
-
Осмотреть эластичные элементы и фрикционные накладки на наличие повреждений.
-
Очистить сопрягаемые поверхности и тормозной шкив.
-
Убедиться в исправности тормозного механизма (если поставляется отдельно).
2. Монтаж
-
Для облегчения посадки нагреть ступицу перед установкой на вал.
-
Закрепить ступицу установочным винтом или упорной шайбой.
-
Совместить полумуфты так, чтобы пальцы с эластичными элементами вошли в отверстия ведомой полумуфты.
-
Установить тормозной шкив и отрегулировать зазор между колодками и шкивом (согласно документации на тормоз ТКГ‑200).
-
Затянуть крепёжные болты с требуемым моментом.
-
Проверить свободное вращение муфты без заеданий и корректность срабатывания тормоза.
3. Обслуживание
-
Периодически контролировать состояние эластичных элементов (износ, трещины).
-
Следить за износом фрикционных накладок и регулировать зазор колодок.
-
Проверять затяжку крепёжных деталей.
-
При замене использовать только рекомендованные производителем втулки/кольца и накладки.
-
Соблюдать строгую соосность валов для минимизации износа.
-
Хранить при температуре не выше и влажности не более .
Преимущества муфты МУВПТ‑200
-
Комбинированная функция — соединение валов + торможение в одном устройстве.
-
Высокая нагрузочная способность — передача момента до .
-
Эффективное демпфирование — снижение вибраций и ударных нагрузок.
-
Компенсация смещений — работа при небольших отклонениях соосности валов.
-
Электрическая изоляция — благодаря упругим элементам.
-
Взаимозаменяемость эластичных элементов — втулки и кольца можно менять по отдельности.
-
Простота обслуживания — лёгкая замена изношенных деталей.
-
Надёжность — усиленная конструкция из качественных материалов.
-
Совместимость с ТКГ‑200 — стандартный крановый тормоз, лёгкий подбор запчастей.
Ограничения и рекомендации
-
Не предназначена для передачи моментов свыше .
-
Тормозной момент зависит от усилия прижатия колодок и состояния накладок.
-
Требует регулярного контроля износа эластичных элементов и накладок.
-
Для работы в агрессивных средах уточняйте материал втулок и накладок у производителя.
-
При превышении допустимых смещений валов ускоряется износ упругих элементов.

