Тормозная колодка ТКГ, ТКТ, ТКП
Тормозные колодки типов ТКГ, ТКТ и ТКП — элементы колодочных тормозов, применяемых в подъёмно‑транспортном оборудовании (кранах, лебёдках и др.) для:
-
остановки механизмов;
-
удержания валов в заторможенном состоянии при неработающем приводе;
-
предотвращения недопустимого разгона груза при спуске;
-
замедления и полной остановки крановых механизмов.
Расшифровка обозначений
-
ТК — тормоз колодочный;
-
Г — с электрогидравлическим толкателем;
-
Т — с электромагнитом переменного тока;
-
П — с электромагнитом постоянного тока.
Конструктивные особенности
Колодочный тормоз состоит из:
-
электрогидравлического толкателя (для ТКГ) или электромагнита (для ТКТ, ТКП);
-
механической части: подставки, пружины, рычажной системы, колодок, регулировочных винтов, штока;
-
тормозных колодок с фрикционными накладками (асбестовыми или вальцованными).
Принцип работы:
-
В заторможенном состоянии пружина прижимает колодки к тормозному шкиву — возникает сила трения, останавливающая вал.
-
При подаче напряжения толкатель/электромагнит преодолевает усилие пружины, разводит колодки — механизм растормаживается.
Отличия моделей
-
ТКГ (с гидротолкателем)
-
Привод: электрогидравлический толкатель серии ТЭ.
-
Преимущества: повышенная надёжность, плавное растормаживание.
-
Применение: башенные и мостовые краны, механизмы передвижения и подъёма.
-
Диаметры шкивов: 100–800 мм.
-
-
ТКТ (с электромагнитом переменного тока)
-
Привод: электромагнит МО (например, МО‑100Б, МО‑200Б).
-
Напряжение: 220/380 В.
-
Режим работы: ПВ 40 % или 100 %.
-
Особенность: быстрое срабатывание, но возможны удары при замыкании.
-
-
ТКП (с электромагнитом постоянного тока)
-
Привод: электромагнит МП (например, МП‑101, МП‑201).
-
Напряжение: 110/220 В.
-
Принцип «fail-safe»: при отключении тока тормоз автоматически замыкается.
-
Особенность: стабильное усилие торможения, минимум износа.
-
Ключевые параметры выбора
При подборе колодки учитывают:
-
Диаметр тормозного шкива (например, 100 мм для ТКП‑100, 200 мм для ТКТ‑200/ТКГ‑200).
-
Тормозной момент (от 20 Н·м для ТКП‑100 до 2500 Н·м для ТКГ‑500).
-
Тип привода (гидротолкатель или электромагнит).
-
Режим работы (ПВ, напряжение, частота).
-
Габариты и масса колодки (например, колодка ТКГ‑200 имеет накладку 126 × 90 мм, диаметр под палец — 20 мм).
Пример маркировки и характеристик
-
ТКГ‑200:
-
диаметр шкива — 200 мм;
-
тормозной момент — 300 Н·м;
-
толкатель — ТЭ‑30;
-
масса тормоза — 30 кг.
-
-
ТКТ‑200:
-
диаметр шкива — 200 мм;
-
тормозной момент — 800 Н·м;
-
электромагнит — МО‑200Б.
-
-
ТКП‑200:
-
диаметр шкива — 200 мм;
-
тормозной момент — 160 Н·м;
-
электромагнит — МП‑201.
-
Рекомендации по эксплуатации
-
Регулярно проверять износ фрикционных накладок (замена при уменьшении толщины на 50 %).
-
Контролировать зазор между колодками и шкивом (норма — 0,5–1 мм).
-
Следить за состоянием пружины и шарниров рычажной системы.
-
Для ТКГ — контролировать уровень масла в гидротолкателе.
-
Для ТКТ/ТКП — проверять контакты электромагнита и отсутствие перегрева.
Колодки ТКГ изготавливают из чугуна а саму накладку из фрикционного материала.
На тормоза ТКП, ТКТ, устанавливаются аналогичные тормозные колодки.
Колодки ТКГ изготавливают из чугуна а саму накладку из фрикционного материала.
На тормоза ТКП, ТКТ, устанавливаются аналогичные тормозные колодки.
Колодки ТКГ изготавливают из чугуна а саму накладку из фрикционного материала.
На тормоза ТКП, ТКТ, устанавливаются аналогичные тормозные колодки.
Колодки ТКГ изготавливают из чугуна а саму накладку из фрикционного материала.
На тормоза ТКП, ТКТ, устанавливаются аналогичные тормозные колодки.
Колодки ТКГ изготавливают из чугуна а саму накладку из фрикционного материала.
На тормоза ТКП, ТКТ, устанавливаются аналогичные тормозные колодки.
Колодки ТКГ изготавливают из чугуна а саму накладку из фрикционного материала.
На тормоза ТКП, ТКТ, устанавливаются аналогичные тормозные колодки.
Колодки ТКГ изготавливают из чугуна а саму накладку из фрикционного материала.
На тормоза ТКП, ТКТ, устанавливаются аналогичные тормозные колодки.
